Перейти к контенту →

Какое счастье выберешь ты?

Позвольте задать вам вопрос: сколько раз за сегодняшний день вы были счастливы?

Один раз… два… пять?

Что это было за счастье и на что оно было похоже? Как вы опишете его?

Это был пик, подобный вершине занятий любовью?

Или несколько секунд единения со стихией моря и ветра, созерцания потрясающего заката, погружения в глаза близкого вам человека породило несколько мгновений счастья?

А может быть, сегодня в течение дня вы испытывали приятное будоражащее чувство целых 45 раз, когда приходило сообщение о новом лайке вашего фото в Инстаграме или Фейсбуке?

Психологические типы счастья

У 99% людей вся жизнь крутится вокруг психологического счастья, из которого 90-95% — это сенситивное счастье или счастье от чувственных впечатлений. Рассмотрим классификацию счастья на основе различных стимулов нашего сознания.

Сенситивное счастье

Первый тип чувственного счастья — быстрые и легкие удовольствия

Особенность нашего времени в потрясающей доступности легких сенсорных удовольствий. Никогда ранее человек не имел возможности так быстро и в таких количествах получать моментальное сенситивное (чувственное) счастье.

Это счастье от быстрых знакомств и доступного секса. Счастье от повышения сахара в крови. Новые впечатления, красивые картинки, фантазийный мир, свои и чужие эмоции. И все это на расстоянии вытянутой руки от наших ноутбуков, айпэдов и телефонов. В любой свободный момент мы выходим в интернет и обеспечены часами и неделями острых переживаний при бесцельном прокручивании ленты в соцсетях, просмотре фото и видео-клипов, любимых сериалов и шоу.

В самом крайне негативном варианте первый тип счастья — это мгновенное удовольствие наркомана, а в наиболее распространенном сегодня виде — зависимость от бегущей строки Фейсбука и картинок Инстаграма.

Невротическая ежеминутная проверка статусов и обновлений, сообщений в телефоне, новых лайков наших фото. Нескончаемый поиск очередной дозы дофамина — гормона счастья, пики которого дают нам физиологическое ощущение счастья.

Еще несколько десятков лет назад каналов получения такого рода «быстрого» счастья было на порядок меньше. Сегодня мы можем получить «легкое счастье» почти мгновенно из огромного количества источников.

Первый тип счастья не требует усилий. Такое счастье действует моментально. Но оно истощает. Всплески дофамина от алкоголя, еды, быстрого секса имеют свойство быстро заканчиваться. Такого удовольствия всегда мало, и нам постоянно хочется повторения.

Первый тип счастья порождает самые сильные зависимости. И если жизнь человека наполнена только поиском «легких» удовольствий — это приводит к зависимостям, депрессиям и неврозам в психике, болезням тела, прежде всего, в эндокринной и репродуктивной системах, малому уровню жизненной энергии.

Второй тип сенситивного счастья — впечатления

Второй тип счастья требует пусть небольшой, но работы. Второй тип сопряжен с небольшим усилием и требует относительно развитого сознания.

Это счастье от живых впечатлений, путешествий и визуальных образов, от общения с природой и людьми. Сходить на выставку, съездить в красивое место, встретиться и провести время с друзьями. Можно определить второй тип счастья как удовольствие от восприятия и эмоций, от смены одного красивого объекта на другой.

Нескончаемое стремление к новым и новым эмоциям и впечатлениям легко превращается в эдакую попытку заглушить внутреннюю пустоту, в убежище человека от внутреннего одиночества, недовольства собой, избегания и неумения быть наедине с собой, отсутствия реализации, требующей более продолжительного усилия.

Этот тип счастья кратковременен и неустойчив. И так же, как и первый, он легко становится зависимостью.

От чувственного счастья к состоянию потока. Телесное счастье и радость единения с природой

Прежде чем рассмотреть счастье более высокого психологического порядка, связанное с реализацией человека как социального существа, или, другими словами, счастье, в котором задействованы высшая нервная и мыслительная деятельность, рассмотрим счастье, связанное с развитием тела, — «телесное счастье».

Весь спорт и физические нагрузки относятся к телесному счастью.

Физические тренировки, при разумном к ним отношении и корректной практике, благотворно влияют и на самочувствие, и на самоощущение человека. У человека меняется гормональный фон, выделяется серотонин, вызывающий ощущение радости и прилива сил.

В своем высшем проявлении «телесное» счастье достигается во время занятий экстремальными видами спорта, в которых человек не только преодолевает себя физически, но и задействует интенсивную психологическую тренировку, а также вовлекается в чрезвычайно увлекательный процесс интенсивного взаимодействия со стихиями природы. Растворение в природных стихиях приводит к выбросу адреналина и к психологическому состоянию, в котором ощущается потеря «Я». Эти пики подобны оргазму.

Состояние «без-Я» длится несколько мгновений, но оно чрезвычайно благотворно для человека, так как «перезагружает» нервную систему и сознание.

Человек, попадающий в состояние «без-Я», на короткое время освобождается от эгоцентризма. Следствием потери ощущения «Я» является «обнуление» всех психологических напряжений и нерешенных внутренних конфликтов. Человек ощущает расслабление и счастье.

featured-1

«Телесное счастье» не истощает. Напротив, оно наполняет, так как связано с усилием, тренировкой и моментами потери ощущения «Я».

Опасность подстерегает человека в возможном психологическом «откате» после новых нагрузок или новых рисков, генерирующих пиковые и глубокие психологические состояния, на фоне которых «обычная жизнь» становится пресной и не интересной.

Психологические пики вызывают зависимость особенно сильную, если в занятиях спортом присутствуют мгновения, связанные с опасностью и сильнейшим вызовом ко всем ресурсам человека. В эти моменты человек теряет ощущение «Я», именно тогда он счастлив. И может случиться так, что без триатлона, без крутой скалы, новой глубины или большой волны, человек начинает чувствовать себя «пресно» и даже ущербно.

На пути следования к суперцели экстремал собран, так как цель занимает все его внимание и требует всей энергии. Попадая же в нормальные условия без экстрима и вызова, человек с большим уровнем энергии, которым, как правило, наделены спортсмены-экстремалы, может не справиться с «жизнью без цели».

Когда внимание и телесная энергия атлета не заняты, его внутренний диалог может разрастаться в огромных масштабах, приводя к психологическим срывам и периодам депрессии.

Возвращаясь в «нормальную» жизнь, в ритм «рутинной» жизни, такие люди чувствуют пустоту и отсутствие вкуса жизни. И если они не находят применение своим знаниям и опыту в жизни, их настигают депрессия и апатия. Спортсмен начинает чувствовать себя пусто и пресно, начинает сомневаться в себе. Для доказательства и подтверждения собственной состоятельности ему требуются новые и новые «подвиги».

Счастье от риска и вызова к физическим и психическим ресурсам в гипертрофированной форме может вести к новым и новым рискам и пределам, что, зачастую, разрушает здоровье человека.

Потоковое состояние или счастье от реализации и творчества

Высшим психологическим переживанием счастья является особое состояние сознания, называемое Потоком. Впервые о нем стал говорить американский психолог Чинксентмихайи. Одну из телесных форм потокового состояния сознания мы рассмотрели на примере спортсменов-экстремалов. Более сложными, в плане требований к человеку, формами счастья в состоянии потока являются интеллектуальная и творческая деятельность.

Поток, или потоковое состояние (flow), — это состояние, в котором человек полностью погружен в предмет или действие, которым он занимается. В состоянии потока он полностью забывает себя, и этот момент характеризуется соединением максимальной продуктивности и максимального удовлетворения от процесса.

Человек совершает первый шаг к состоянию потока, когда погружается в изучение и получение новых знаний. Обучение очень притягательно для развивающейся личности и всегда обогащает человека психологически и энергетически, так как требует внутреннего усилия. Как выяснил Чиксентмизхайи, только деятельность, связанная с некоторым усилием, по-настоящему может наполнить человека и сделать его счастливым.

Ключевым фактором во время обучения является момент, когда личность чувствует свою некомпетентность и непонимание предмета. В этом случае человек генерирует внутреннее усилие, некий силовой вектор, чтобы исправить это положение вещей, понять и овладеть навыком или предметом.

Чем глубже мы погружаемся в изучаемый предмет, чем более фундаментальными становятся наши знания, тем больше оснований для самоуважения и потенциального счастья возникает в человеке.

Со временем процесс познания и созидания перестает быть для человека «работой», но становится наиболее привлекательным и значимым способом его жизни. Сразу вспоминаются слова Пикассо:

Пабло Пикассо: Работая, я отдыхаю. Ничегонеделание и прием гостей утомляют меня.

Творческая деятельность, созидательное мышление, идущие через преодоление и полное погружение в предмет, порождают состояние психологического счастья высшего порядка. Это и есть поток — счастье от нахождения в процессе созидательного действия.

L1020004

Американский психолог Чиксентмихайи выявил условия возникновения состояния потока. Это соединение следующих факторов:

  • ясная цель и высокая мотивация;
  • доступная сложность, некий баланс между сложностью задачи и способностями и ресурсами субъекта;
  • расслабление с ощущением контроля;
  • алертность — способность быстро и адекватно реагировать на изменение внешних условий;
  • устойчивый фокус или способность к высокой степени концентрации;
  • слияние субъекта (человека), объекта (предмета, на который направлено внимание) и среды, в которой находится человек;
  • изменение восприятия времени;
  • потеря привычного чувства самоидентификации, то есть потеря ощущения «Я»;
  • переживание счастья.

Состояние потока является высшим типом психологического счастья. Цельная и реализующая себя личность сознательно или бессознательно стремится жить именно в этом состоянии. В состоянии потока человек чувствует себя по-настоящему счастливым.

Поток переживался каждым из нас. И если вспомнить наши ощущения в те моменты, когда мы были счастливы, то ключевым моментом здесь будет вовлеченность в процесс.

Но вовлеченность невозможна без концентрации или сосредоточенности на предмете. Если сосредоточенность достаточно высока, человек начинает терять привычное самоощущение, его «Я» как бы исчезает.

Для большинства состояние потока является высшей формой психологического счастья. Это прекрасное и достаточно полное состояние, которое очень важно для реализации человека как личности. Но и оно ограничено, фрагментарно и непрочно. Да, человек в потоковом состоянии счастлив, но по-прежнему никуда не исчезает его зависимость от внешних, постоянно изменяющихся факторов, коими всегда сопровождается жизнь человека.

Общие условия счастья и его отсутствия

Состояние потока, во время которого человек ощущает счастье, дает возможность выделить три основные причины возникновения неудовлетворенности и отсутствия счастья.

  1. Ощущение независимого, отдельного существования «Я» или ошибка эгоцентризма, приводящая к зацикленности человека на самом себе.
  2. Механизм сравнения ума.
  3. Жажда ума к смене объектов.

Все три причины относятся к сфере сознания, к сфере ума, и подтверждаются слова мудрецов, что только через тренировку ума человек может достичь счастья.

Первый пункт — зацикленность на самом себе — возникает по причине того, что человек ошибочно принимает возникающие в своем сознании мысли за «Я», и на их основе формирует образ самого себя. Вследствие этой ошибки и инструмента памяти возникает ощущение: мои мысли — это и есть Я.

Эта ошибка или своего рода буфер нашего сознания в буддийской и индийской йоге определяется термином «авидья» — заблуждение, невежество, незнание (с санскрита/пали).

Преодолеть буфер возможно посредством тренировки ума. Основа тренировки — развитие концентрации или однонаправленности ума. Увеличивая способность к неотвлечению и проникновению в суть любого предмета/явления, мы берем под контроль другие два пункта:

  • свойство постоянного блуждания (блуждающий ум),
  • свойство постоянного сравнения и обдумывания (концептуальность).

Во время ментальной тренировки внутри человека, помимо освобождающего от «ошибки» видения, возникает особое состояние сознания, характеризующееся переживанием тонкого счастья. Это то, счастье, которое не зависит от внешних причин, потому как его источником является собственный тренированный ум человека.

Это и есть надпсихологический уровень счастья, к которому стремились мудрецы и йоги.

Однонаправленный ум рождает истинную радость.

 

Страсть к самоподтверждению или я! я! я!

Существует два основных мотива в нашей жизни, во время которых мы счастливы. Каждый из нас, сознательно или бессознательно, постоянно выбирает один из них:

  • подтвердить самому себе, что «Я существую»;
  • потерять ощущение «Я» и исчезнуть, забыть «себя».

Вся человеческая амбициозность и наши стремления сводятся к тому, чтобы выделить себя среди других и мира. Таким образом (по правде сказать, очень неумело и болезненно) мы доказываем себе, что мы существуем. Страсть людей к эмоциям, переживаниям и мыслительному шуму связана именно с этим свойством ума — стремлением к постоянному самоподтверждению, что «Я есть».

Многие люди ощущают, что по-настоящему живут лишь тогда, когда в их жизни присутствует что-то острое и будоражащее — сильная эмоция, переживание, чувственные удовольствия «на грани допустимого». И как только в жизни становится все спокойно и тихо, приходит ощущение пустоты и «чего-то не того»: что «любовь уже не та», что в жизни «пресно и скучно» и т.д. и т.п. И начинается поиск, поиск новых эмоций, новых переживаний, новой остроты.

Стремление человека к новым эмоциям и переживаниям совсем не обязательно может быть в положительном аспекте. И даже напротив. Самые сильные переживания возникают из отрицательных ситуаций, из «закрученных сюжетов».

Это прекрасно прослеживается в зависимости от азартных игр в казино. Игроки никогда не останавливаются, даже выиграв. Им нужен проигрыш! Им нужен новый допинг от проигрыша. Выигрыш не несет такого взрыва эмоций по сравнению с моментом, когда ты проставил всю серию номеров в американскую рулетку, а шарик на твоих глазах вдруг упал в соседний номер или номер, который ты случайно пропустил.

Еще один пример — отношения. Нас привлекают острые ситуации, поэтому мы постоянно ввязываемся в изначально обреченные отношения. Так сладостна любовь, если другой партнер занят или отвергает нас! Это гарантирует порцию сладостной боли. В момент боли я получаю то, что так важно, — ощущение «Я существую»!

Я рекомендую посмотреть прекрасный атмосферный мини-сериал «Настоящий детектив» («True Detective» HBO Channel), где главный герой, которого играет Мэттью Макконахи, транслирует эту тему жажды самоподтверждения и зацикленности человека на самом себе.

Зацикленность человека на самом себе и ее разновидность ЧСВ (чувство собственной важности) — это, пожалуй, самый первый генератор боли и страдания.

медитация и сила ума

Надпсихологические типы счастья. Концентрация и медитация

Причины отсутствия счастья были найдены более чем 2500 лет назад мудрецами и отшельниками в разных частях ойкумены. Это было уникальное время, когда за одно-два столетия в удаленных друг от друга уголках земного шара появились люди, которые в будущем стали считаться настоящими учителями человечества.

Практически в одно и то же время философствовали и созерцали Лао Цзы и Конфуций в Китае, Гераклит, Сократ и другие греческие философы в Европе, Будда Шакьямуни в Индии и Непале, Зороастр в Иране. (подробнее слушайте в лекциях великого философа А. М. Пятигорского). Они обратили внимание тех, кто приходил к ним и задавал вопросы, на то, что поиски счастья во вне — в сенситивных удовольствиях, в завоеваниях новых земель и даже в постройке новых храмов и творческой деятельности — в фундаментальной своей основе бесплодны.

Поиски удовлетворения вне сознания человека никогда не насытят его ум, не смогут создать рай в его сознании, а внешний рай — недостижим без внутреннего.

Поиски во вне никогда не закончатся. Деятельность во вне есть дурная бесконечность, потому что также никогда не закончится. И только познание собственного ума освобождает человека от власти материи.

Только путь внутреннего самоисследования, путь Mind over Matter позволяет взрастить новые качества ума — качества проницательности и отражения. И только эти два качества позволяют приподняться над приливами и отливами удач и падений текущих дней человеческой жизни.

Это путь сложный. Нет ничего более сложного, чем идти по этому пути. Как сказал великий философ Пятигорский, этот путь требует нечеловеческого усилия. И это не фигура речи.

Но одновременно это единственный путь для тех, кто хочет проснуться, кто хочет наконец воскреснуть. Ведь в своем нынешнем состоянии ума человек живет мертвой жизнью. Он всегда запаздывает. Вся наша жизнь — постоянный процесс послемыслия о случившемся и почти никогда — момент схватывания реальности. Мы живем, взрослеем и умираем, так и не соприкоснувшись с живой реальностью, ведь она постоянно прерывается нашими мыслями, объяснениями, концепциями и эмоциями. Мы только и делаем, что постоянно формируем запоздалое объяснение о жизниа не пребываем в жизни от мгновения к мгновению.

Реальность не требует объяснений, превращающих ее в мертвое послемыслие о реальности. Реальности не нужны спекуляции и концепции о реальности.

Высшее счастье — жить, культивируя однонаправленный ум.
Высшее счастье — жить в состоянии сознания, отражающего реальность в момент ее возникновения.
Высшее счастье — видеть все как оно есть.

Опубликовано в Разное