
Есть такая присказка: все в этом мире не случайно.
Сегодня я хочу вам рассказать небольшую историю о том, как судьба, провидение или могущественные силы (выберите для себя тот вариант, который вам по душе) привели меня к медитации по методу Сунлуна. Всего лишь полгода назад, внезапно оглянувшись на последние семь лет своей жизни, я вдруг увидел, как все эти годы ходил вокруг да около, не побоюсь сказать, самого важного в моей жизни события — встречи и знакомства с людьми и методом, наполнившими мою жизнь силой и ясностью.
Подробнее о методе вы сможете узнать в разделах «Открытые материалы» сайта (пока в процессе подготовки), на курсах и во время ретритов. А пока приведу слова Джека Корнфилда, одного из немногих европейцев, знакомых с методом:
Система Сунлуна проста; она настолько же проста, насколько просты линия и круг. Даже …ребенок может нарисовать их. Но провести идеальную линию и круг чрезвычайно трудно. Однако когда человек занимается этой практикой с достаточной серьезностью и старанием, можно получить быстрые результаты…. Результаты (от метода Сунлуна) получаются быстрыми, потому что в этом методе устанавливается непосредственный и прямой контакт с реальностью, а также пробуждает у медитирующего энтузиазм, помогающий движению вперед с повышенной скоростью.
Из книги «Современные буддийские мастера».
Встреча с Шиванандой. Бадринатх, Индия.
Итак, в декабре 2014 года, находясь на ретрите в Мьянме, меня вдруг осенило, что с очень похожим методом медитации я столкнулся на севере Индии, в Ришикеше. Я приехал туда встретиться с Йогачарьей Йогонандой, сейчас уже 105-летним дедушкой-йогом, который в здравии и для своих лет отличной физической форме иногда приезжает в Ришикеш в один из ашрамов и заодно дает по утрам йога-классы. В сети есть его видео, например, это.
Ехал я к нему, конечно, не из праздного любопытства, а обучиться прана-сукшья-вьяяме — дыхательно-разминочной технике йоги, которая прекрасно подходит для поддержания здоровья тела. К сожалению, его самого я не застал, но, встретив на одном из классов йоги русскую девушку Ксению, узнал от нее, что где-то здесь, в Ришикеше, есть его ученик Шивананда. «Где-то есть» — это, конечно, уже прозвучало обнадеживающе. 😉 В итоге, через пару дней Ксения прислала мне sms с номером телефона Шивананды. И на следующее утро мы уже договорились начать занятия в его комнате в одном из многочисленных ашрамов Ришикеша.
Шивананд (я опускаю «а», потому что именно так он произносил свое имя и так он мне запомнился) оказался улыбчивым мужчиной с круглыми глазами, пониже меня ростом и примерно моего возраста. Говоря сейчас о возрасте Шивананды, я испытываю некоторую заминку, так как давно подметил, что по отношению к монахам, садху, аскетам и усиленно практикующим людям всегда как-то сложно говорить об их возрасте. У нас сразу сложился удивительно дружеский контакт и расположение.

Со следующего дня мы начали заниматься по утрам. После «зарядки» часто пили чай, обсуждали Упанишады, несмотря на недостаток английского и у него, и у меня, ходили на Гангу, чтобы окунуться в ее живительные воды.
Так прошло несколько дней. И все было бы хорошо, если бы не 40-градусная жара Ришикеша. Мною она переносилась не так чтобы очень легко, да и Гималаи манили прохладой и самим фактом своего присутствия рядом. В какой-то день я сказал: «Шивананд, а что мы с тобой сидим здесь, в этой жаре в Ришикеше. Может быть, давай пойдем в горы, в Бадринатх?»
Бадринатх, который находится в трехстах километрах от Ришикеша на высоте больше 3 тыс. метров, является одним из четырех священных городов Индии, так называемых Четырех обителей (Чар-дхам), посетить которые рекомендуется каждому индуисту. Он также входит в Гималайский «малый чар-дхам«: Ямунотри, Ганготори, Кедранатх и Бадринатх. Бадринатх известен тем, что, по преданию, именно здесь были «начитаны» Веды: недалеко от Бадринатха есть пещера мудреца Вьясы, считающегося составителем некоторых Вед, а также знаменитого эпоса Махабхарата и священной книги Бхагават-гиты.
Бадринатх также известен очень древним храмом, посвященным Вишну. В своем современном виде храм существует с VIII века нашей эры, а его история переплетается с судьбой великого индийского святого и мыслителя Шанкарачарьи, оказавшего мощное влияние на возрождение Веданты. Этот храм закрывается на полгода, в нем зажигается огонь, и никто туда не допускается до особого дня, обычно наступающего в мае. В день «распечатывания» храма со всей Индии в Бадринатх съезжаются простые люди, богачи и правительственные чиновники, чтобы наполниться энергией, которая скопилась за время, когда в закрытом храме в полном одиночестве горел священный огонь. И конечно, там выстраивается многокилометровая очередь, такая, что не факт, что ты попадешь в храм в этот день.

О том, как, не желая этого, я жил несколько дней вместе с Шиванандой и встреченным нами садху в пещере в Гималаях, как к нам в машину сел настоятель одного из храмов Джотиматха, святого места Индии, где Шанкарачарья достиг просветления, как мы попали в храм Бадринатха в день его открытия с VIP-входа, я постараюсь написать как-нибудь в другой раз, так как это совсем другая история. 😉
Итак, на мое предложение пойти в Бадринатх Шивананд ответил, что должен спросить разрешения у гуру. Я не сказал, что Шивананд был монахом ашрама одного очень известного гуру Индии, портреты которого были развешаны по всему Ришикешу. Он был не «простым» монахом. В его обязанности входило приносить своему гуру чай и помогать ему во время встреч и отдыха от приемов, что является знаком определенной степени приближенности к гуру.
На просьбу Шивананды гуру попросил его послужить ему еще три дня, после чего мы могли идти в Бадринатх.
Знакомство с медитацией
В эти дни мы часто гуляли вечером по набережной, ближе к заброшенному ашраму Махариши, известному так же, как ашрам Битлз. В один из дней мы начали говорить о медитации, и Шивананда предложил попробовать помедитировать вместе. Объяснения его были краткими: сначала нужно интенсивно дышать, затем задержать дыхание и, сидя без движения, начинать медитировать, сохраняя внимание на кончике носа.
Мы начали. Я интенсивно дышал короткими вдохами-выдохами (по типу бхастрики/капалабхати в йоге), и очень быстро мое тело начало неметь и появилась боль. Затем я задержал дыхание. Некоторое время ум «висел». Было хорошо и приятно. Состояние было похоже на то, какое появляется, когда задерживаешь дыхание во время ныряния в глубину во фридайвинге. Но затем дыхание возобновилось. Какое-то время мне удавалось концентрироваться на кончике носа, но очень быстро болевые ощущения онемевшего тела вывели меня из этого состояния. На этом моя медитация закончилась…
Сейчас, на основе своего опыта, я вижу некоторую перекличку техники, которую использовал Шивананд, с методом медитации Сунлуна Саядо. Технически, конечно, с некоторыми оговорками, они похожи. Вдвойне удивителен тот факт, что Сунлун Саядо открыл этот метод медитации самостоятельно, будучи простым, почти неграмотным крестьянином. Хотя существует история, что в одной из своих прошлых жизней он жил в Индии. И это еще одна история на будущее.
Многое в наших жизнях лучше понимается с расстояния. Вдруг оглянувшись назад, мы замечаем удивительную и захватывающую неизбежность, возникающую то ли от наших усилий, то ли вопреки им.
Так и идет человек по лабиринту судьбы, следуя указателям неведомо откуда возникающих узелков и переплетений, создающих в итоге узор его жизни.
Таким было мое знакомством с Шиванандой из Ришикеша и его медитацией. За тысячи километров от Мьянмы случилась прелюдия к главной теме моей жизни и практики.
Продолжение следует.
Понравилось прочитанное? Пожалуйста, поделитесь с друзьями!